Тетяна Щастіна
Актриса, сценарист, режисер, арт-директор мистецьких фестивалів (www.atamplua.com.ua), Член Національної Спілки театральних діячів України. Авторський сайт: www.TSpace.com.ua
23.12.2013

БУДЯКИ Й КВІТИ СУЧАСНОГО УКРАЇНСЬКОГО ТЕАТРУ

Традиционные театры с колоннами, хоть и скрипя многолетними закостенелыми подмостками, всё же вынуждены использовать в своих постановках современные технологии. Это и понятно, ведь на запах нафталина сегодня может прийти разве что неискушённый украинский пенсионер в пропахшем борщом "выходном" наряде да редкий командировочный, для коего в принципе поход в театр – в диковинку.

В своё время вдохнув волну свежести в "Молодой театр", Станислав Моисеев не так давно самоотверженно подставил свои творческие плечи под непростую ношу в виде главного театра страны. Не спуская паруса современности, нынешний худрук столичного театра им. И. Франко очередной театральной Премьерой продемонстрировал удачный пример того, как классическая театральная сцена может успешно сосуществовать с современной драмой. Звеном, объединившим два непримиримых театральных эго, стала креативная постановка талантливого режиссёра. Такая прослойка между традиционным бисквитом и современным "чиз-кейком" пришлась по вкусу, в первую очередь, молодым театралам. Именно они составили основную массу зрителей в премьерные дни.

История современной девушки Квітки Будяк в одноимённой пьесе современного украинского драматурга Наталии Ворожбит тронула, прежде всего, своей "правдой жизни" и близостью к сегодняшнему миру. Знакомые ситуации, понятные переживания, узнаваемые герои современности были радушно приняты первыми зрителями. Современная постановка спектакля резко отличается от основной массы всего, чем полон нынешний репертуар театра. Но и пьесу классической не назовёшь – тут яркий образец современной драматургии, зачастую пренебрегающей её классическими канонами. Однозначно, будучи прочитанной и через сто лет, пьеса даст читателю представление о жизни в наши дни.

Единственно, хочется просить актёров бережнее ставиться к авторскому тексту и проявлять свой профессионализм также в том, чтобы не забывать выстраданные автором строки. Как ни прискорбно констатировать, но привыкшие прятаться за пафосом и наигрышем, некоторые актёры театра им. И. Франко так и не смогли проявить свою природу и вдохнуть настоящую жизнь в своих героев. Но и то, что им удалось сделать в необычной для них постановке – уже достойно уважения. Конечно, им, привыкшим за долгие годы работы к классическим постановкам, необходимо время, чтобы понять: главной особенностью современной драмы является то, что в ней нет места каким-то надуманным, "картонным" персонажам, здесь всё живёт здесь и сейчас. И тут ключевое слово – ЖИВЁТ.

Динамика спектакля, постоянная смена декораций и микс из разновидностей современного визуального искусства не дали почувствовать зрителям, что от начала до конца постановки – почти три часа. Несомненно, режиссёру удалось создать на сцене атмосферу современного города с его неотъемлемыми атрибутами и улицами, наполненными обыденной серостью: то дождя, то местных бомжей. Некоторые, не менее интересные, режиссёрские приёмы заставляли зрителей включать мозг, побуждая их тем самым пребывать в постоянной активности.

Хочется надеяться, что администраторы театра им. И. Франко, категорически непримиримые с молодым духом, всё же просачивающимся на некоторые репертуарные спектакли, когда-нибудь смогут умерить свои запоздалые амбиции. И тогда зрительный зал театра будет наполняться не только после третьего звонка жаждущими зрелища пенсионерами. Важно не просто привлечь зрителей подобными интересными премьерами, но и суметь их удержать, заинтересовав также их друзей. А это невозможно, пока в театре, оберегая годами насиженные места, сидят администраторы-зрителененавистники. Встречая зрителей, приглашённых режиссёрами, драматургами и другими авторитетными театралами, они надменно выписывают пригласительный, сопровождая этот крайне утомительный для них процесс своими грубыми допросами и ворчаниями. А некоторые из таких администраторов не гнушатся выказывать своё недовольство и в холле, наполненном другими зрителями, дыша при этом перегаром, наспех заеденным луком.

Конечно, у руководства театра подобного уровня, пожалуй, не остаётся времени для решения подобных проблем. Но и без их вмешательства тут не обойтись. Ведь решить такие ситуации вполне реально раз и навсегда. И это будет означать, что в главном театре страны уважение к озлобленной старости избранных сотрудников сменилось уважением к уникальной личности благодарных зрителей. Совершенно точно, что именно они наполняют театр свежестью и молодостью от его вешалки до самых подмостков, продлевая театру яркую, творческую жизнь.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

Залишати коментарі можуть лише авторизовані користувачі